На копирайтерских форумах (о них здесь) часто встречаются вопросы посетителей, которые только что взяли заказ и встали в тупик — как его выполнить-то?
То есть они прекрасно знакомы с темой, они даже знают, что им писать, но вот в ТЗ встретились требования, высказанные или невнятно, или тем специальным «вебмастерским» языком, который не сразу и поймешь. Ну и идут за советом к более опытным коллегам, и, надо сказать, чаще всего получают грамотные ответы.
Правда, эти ответы не всегда соответствуют требованиям заказчика, который, как выяснится уже при приеме заказа, имел в виду совсем другое. Результат — непринятое задание, потеря времени, репутации, денег и вообще — жизнь не удалась.
А почему сразу не спросить у заказчика? Причин такой скромности несколько, например:
Ну как я буду отвлекать человека, надоедать?
Почему же надоедать? Да, заказчик — занятой человек, но и вы тоже! Заказчик — это не такой уж умник, среди них хватает людей неграмотных. Не так сформулировал задание — вот вы и не поняли, теперь, в случае чего, вам же придется бесплатно все переделывать.
Я покажу свою неопытность, свое незнание, в следующий раз он мне не закажет!
Совсем нет! Вы покажете свою заинтересованность в идеальном выполнении заказа. А если даже и неопытность, так что же? Спросишь — стыдно один час, не спросишь — стыдно будет всю жизнь. Не даст заказов? Во-первых, он, может, и не собирался, во-вторых — вы не будете работать на него всю жизнь, вы же профессионально растете, по крайней мере в высшую ценовую категорию точно перейдете!
Потому — никогда не молчите, спрашивайте все, что непонятно! Умного и заинтересованного в качестве работы заказчика это может только расположить к вам как к исполнителю.
То есть они прекрасно знакомы с темой, они даже знают, что им писать, но вот в ТЗ встретились требования, высказанные или невнятно, или тем специальным «вебмастерским» языком, который не сразу и поймешь. Ну и идут за советом к более опытным коллегам, и, надо сказать, чаще всего получают грамотные ответы.
Правда, эти ответы не всегда соответствуют требованиям заказчика, который, как выяснится уже при приеме заказа, имел в виду совсем другое. Результат — непринятое задание, потеря времени, репутации, денег и вообще — жизнь не удалась.
А почему сразу не спросить у заказчика? Причин такой скромности несколько, например:
Ну как я буду отвлекать человека, надоедать?
Почему же надоедать? Да, заказчик — занятой человек, но и вы тоже! Заказчик — это не такой уж умник, среди них хватает людей неграмотных. Не так сформулировал задание — вот вы и не поняли, теперь, в случае чего, вам же придется бесплатно все переделывать.
Я покажу свою неопытность, свое незнание, в следующий раз он мне не закажет!
Совсем нет! Вы покажете свою заинтересованность в идеальном выполнении заказа. А если даже и неопытность, так что же? Спросишь — стыдно один час, не спросишь — стыдно будет всю жизнь. Не даст заказов? Во-первых, он, может, и не собирался, во-вторых — вы не будете работать на него всю жизнь, вы же профессионально растете, по крайней мере в высшую ценовую категорию точно перейдете!
Потому — никогда не молчите, спрашивайте все, что непонятно! Умного и заинтересованного в качестве работы заказчика это может только расположить к вам как к исполнителю.
Комментарии
Отправить комментарий